Национальная культура и мы

Национальная культура и мы

             29 марта в Варненском краеведческом музее имени В. И. Савина проходила презентация культуры татарского народа. Участниками этого мероприятия стали студенты Варненского колледжа, представители национально-культурного центра «Мирас», просто женщины татарской национальности, которые принесли с собой различные национальные предметы старины времён бабушек и прабабушек.

Презентация, которую подготовила З. М. Якупова, проходила на втором этаже районного музея. Здесь мы увидели настоящий татарский, красочно оформленный уголок. Чего здесь только не было. В основном это были элементы татарского костюма, вышивки, предметы быта. Для добавления национального колорита татарские женщины исполнили две песни и даже сплясали.

 

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Образы доисламской языческой мифологии — изображение птиц, животных и, иногда, человека, заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско–христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров — образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.

Много интересного нам рассказала З. М. Якупова о женском татарском костюме, о ювелирном искусстве, искусстве шамаиля, вызвавший у молодёжи наибольший интерес. О татарской обуви — «ичиги» достаточно объёмную информацию нам предоставила Резеда Салиховна Тяпкина. Несколько пар она даже принесла, чтобы гости увидели и потрогали эти удивительно мягкие и тонкие сапожки. Одной паре чуть больше ста лет, второй около шестидесяти лет. Также техникой  лоскутного шитья и демонстрированием своих изделий, выполненные из лоскутков ситца, с нами поделилась Роза Андреевна Махмутова. Это действительно красивые и необычные вышивки. Всё это сопровождалось слайд-шоу фотографиями. А теперь остановимся на самих элементах татарской культуры.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного, художественного творчества, включающую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал шести килограммов. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшма, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию.

В костюм казанских татарок входили узорные сапожки, которые назывались «ичиги». Материалом для них служил цветной сафьян. Уже в древности он был настолько хорошо известен, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют «булгари». Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам. Сегодня татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники–модельеры создают образцы национальных костюмов для выставок и музейных экспозиций.

Вышивка — один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески,  намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища. Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале — зелёном, жёлтом, фиолетовом, бордо. Вышивали кручёным шёлком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шёлку, они были известны далеко за пределами края. Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских головных уборов — калфаков, мужских тюбетеек и чёрного, бархатного головного убора —  каляпуш не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже.

Татары — единственный народ в Поволжъе, исповедующий ислам. Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его изображение и в этом отношении отличалась, например, от христианской или буддистской религий. Согласно запрету пророка Мухаммеда, нельзя было также изображать любое живое существо — человека, птицу, животное. В связи с этим у мусульман получил развитие коллиграфический орнамент, а также шамаил. Шамаил — картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские  изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Сначала шамаилы рисовались голубыми, синими, зелёными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата, сейчас они выполняются на разных материалах. Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.

Неизвестно сколько времени нужно потратить, чтобы рассказать об особенностях татарской культуры и искусства. На определённый период все присутствующие на этом мероприятии окунулись в мир культуры татарского народа. Узнал и много нового и интересного .

По словам З. М. Якуповой такие мероприятия необходимы, особенно для молодого поколения, потому что мы живём в многонациональной стране и должны знать и уважать культуру другого народа, другой национальности. Ведь взаимосвязь народов присутствует, если углубиться в историю. Каждое изделие, предметы быта, присутствующие в этом ярком татарском уголке сделаны руками людей, который вложили душу, умения, любовь к своему виду искусства. В наше время такие вещи становятся большой редкостью.

Хотелось бы, чтобы подобные презентации национальных культур в нашем районе проводились активнее, с привлечением как можно большего количества молодёжи. Ведь это очень интересно и познавательно, а самое главное, такие мероприятия духовно сближают людей разных национальностей.

Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района