На заседании правительства Челябинской области губернатор Алексей Текслер поручил министерству образования и науки усилить работу с предприятиями в рамках профессионального образования кадров.
«Мы объездили весь регион, все предприятия ждут квалифицированных специалистов. Набор профессий должен отвечать экономическим потребностям. Образовательные программы нужно переводить в правильную практическую плоскость. Работа уже ведется, но ее нужно усилить. Нам крайне важно, чтобы профобразование в нашем промышленном регионе соответствовало потребностям работодателей, и это можно сделать только в привязке с нашими предприятиями», – подчеркнул Алексей Текслер.
В настоящее время в регионе 65 профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются порядка 65 тысяч студентов, и 30 образовательных организаций высшего образования с контингентом около 96,8 тысяч человек. В 2019 году общий объем контрольных цифр приема на программы системы профессионального образования за счет областного бюджета составил 17,3 тысячи человек. За последние три года происходит перераспределение по профессиям и специальностям в соответствии с потребностями регионального рынка труда в кадрах и квалификациях. Ежегодно увеличивается набор по направлениям подготовки для отраслей тяжелого промышленного производства (машиностроение, черная металлургия, энергетика). План приема в профессиональные образовательные организации в 2019 году выполнен на 100%.
Основным механизмом совершенствования системы профессионального образования в 2017-2019 годах стал Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста Челябинской области, который внедряется в регионе в рамках соглашения о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» и правительством Челябинской области. Во взаимодействии с минэкономразвития и Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области определены ключевые компетенции и предприятия проекта, среди которых такие крупные предприятия Челябинской области, как «Конар», ЧМехЗ, «ЗлатМаш», ЧТПЗ, ЧМК, ММК, НПО «Маяк», УКВЗ, ГК «Роскосмос». В настоящее время сторонами заключено новое соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Челябинская область продолжает внедрение Стандарта уже в статусе региона-наставника.
Основой механизма кадрового обеспечения в Челябинской области является сетевая модель взаимодействия. Она подразумевает коллегиальное принятие решений по кадровому обеспечению на уровне Областного совета по кадровой политике, ведущую роль опорных профессиональных образовательных организаций и предприятий по направлениям подготовки при их реализации, а также распространение решений Совета на всю сеть посредством деятельности координатора Стандарта – Челябинского института развития профессионального образования. В частности, предприятия-партнеры обозначают потребность в кадрах на этапе согласования проектных расчетов контрольных цифр приема. Также при этом учитывается заказ предприятий малого и среднего бизнеса, представленный через online-заявку.
Под руководством минобрнауки в системе СПО Челябинской области в 2019 году проводилась работа, направленная на профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных организаций. Это диагностика профессиональных предпочтений, в том числе через мастер-классы и профессиональные пробы; реализация проекта «Образовательная индустрия будущего» по отработке и тиражированию модели устойчивого взаимодействия школ и ПОО с целью содействия профессиональному самоопределению и самореализации учащихся; организация участия ПОО в проекте по ранней профориентации школьников «Билет в будущее» в рамках нацпроекта «Образование».
Модель организации сетевого взаимодействия как основы практикоориентированного обучения объединяет непосредственно всех участников процесса и позволяет повысить не только профессиональный уровень обучающегося, но и способствует его дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии, а также усиливает роль работодателя в образовательном процессе. Рядом предприятий региона заключены договоры о практиориентированном обучении студентов, предусматривающие проведение производственной практики на базе предприятий с последующим трудоустройством, организацию совместных конкурсов профессионального мастерства.
В целях материально-технического обеспечения подготовки квалифицированных кадров выделяются средства областного и федерального бюджетов. В 2019 году в рамках нацпроекта «Образование» 7 региональных ПОО получили гранты на 110,7 млн рублей с областным софинансированием 28,76 млн рублей.
Требования к качеству подготовки формулируются посредством механизмов целевого обучения и активного участия работодателей в процедурах независимой оценки. Также обязательно для ПОО привлечение работодателей и к итоговой государственной аттестации выпускников. В целях независимой оценки качества подготовки кадров в 2018-2019 учебном году проведен демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс», в котором приняли участие 1011 выпускников ПОО, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Уровень подготовки, соответствующий стандартам «Ворлдскиллс», продемонстрировали 32,5% от его участников.
Развивается конкурсное движение как один из основных механизмов повышения качества профессионального образования. Министерством проводится региональный чемпионат движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», областные олимпиады профессионального мастерства студентов.
В рамках движения «Молодые профессионалы» Челябинская область по итогам 2019 года занимает 10-е место из 82 регионов в рейтинге результативности участия в Национальном чемпионате WorldSkills Russia.
«Результатом выступления региональной сборной на 45-м мировом чемпионате «Ворлдскиллс-2019» в Казани стал полный комплект наград: золото, серебро, бронза и медаль за профессионализм. Все участники Челябинской области вернулись домой с наградами», – отметил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.
Реализованная в Челябинской области модель управления кадровым обеспечением позволила достичь таких положительных эффектов, как:
укрепление связи региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с образовательными организациями;
увеличение количества партнеров из числа малого и среднего бизнеса;
развитие взаимодействия между образовательными организациями разного уровня;
приведение структуры отраслевой подготовки рабочих и специалистов, и уровня их подготовки в соответствие с потребностями экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах.
Очевидно, что в ближайшей перспективе именно эти практики будут задавать приоритетные направления развития профессионального образования Челябинской области.