ФНС России предлагает изменить существующую систему урегулирования налоговых споров

Анализ трехлетней практики применения специальных правил досудебного обжалования налоговых споров выявил тенденцию значительного сокращения количества налоговых споров, доведенных до суда. Так, ежегодное снижение судебных налоговых споров составляет 15—20%, а за 3 года существования специальных правил их количество уменьшилось почти наполовину. Об этом говорит и официальная статистика ВАС РФ.

 Споры, связанные с решениями по налоговым проверкам, составляют не больше одной трети всех налоговых споров. При этом по другим видам споров у налоговых органов отсутствует возможность самостоятельного урегулирования до суда.

 Причины две. Во-первых, процедура обжалования в вышестоящем налоговом органе по этим видам споров необязательна. Во-вторых, судебные процессуальные сроки достаточно жестки: налогоплательщики должны подать иск в суд в течение 3 месяцев, и пропуск этого срока грозит отказом в судебной защите. Боясь пропустить столь короткий срок, многие налогоплательщики вынуждены обращаться в суд.

 Поэтому ФНС России выступила с инициативой концептуально изменить существующую систему урегулирования налоговых споров. В настоящее время подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство.

 Подробности в статье заместителя руководителя ФНС России С.А. Аракелова, журнал «Налоговая политика и практика», № 7/2012.

 Информация о выплате заработной платы «в конвертах» может служить основанием для налоговой проверки

 Изменениями, внесенными в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденными Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков № 5 «Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации» дополнен новым абзацем.

 Согласно данной поправке при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

 Данная норма не является новой: налоговые органы и раньше учитывали информацию, поступающую из различных источников, просто теперь она формализована.

 Сигнал о том, что в организации выплачивается заработная плата «в конвертах», как правило, свидетельствует не только о неуплате налога на доходы физических лиц, но и о занижении налоговой базы по НДС, налогу на прибыль организаций, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, иным налогам. Ведь источником выплаты такой «серой» зарплаты являются, как правило, неучтенные наличные денежные средства, не отраженные в налоговой базе.

 Поэтому при прямом или косвенном подтверждении поступившей информации и наличии соответствующих доказательств налоговый орган предлагает налогоплательщику добровольно уточнить налоговые обязательства и доплатить неуплаченные налоги в бюджет без применения штрафных санкций. А при отказе это сделать принимает решение о проведении необходимых мероприятий налогового контроля, включая назначение выездной налоговой проверки, в том числе совместно с органами внутренних дел.

 Подробности в статье заместителя начальника Контрольного управления ФНС России К.В. Новоселова, журнал «Налоговая политика и практика», № 7/2012.

Материал относится к разделу
Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района