По вопросу оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
В связи с множеством поступающих в прокуратуру района обращений по вопросу незаконного выставления ООО «Центр коммунального хозяйства» счетов на оплату услуг твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) прокуратурой района разъясняется действующее законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»(далее – Закон) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», в редакции, действовавшей до 02.10.2018, (далее – Правила обращения с ТКО) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
В соответствии с п.9 Правил потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В п.10 Правил предусмотрены следующие способы складирования твердых коммунальных отходов потребителями: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с п. 2.2.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В случае, если места накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют вблизи Вашего жилого помещения, региональным оператором мешковой сбор мусора не организован, мешки региональным оператором не предоставляются, а региональный оператор продолжает выставлять счета на оплату услуг по вывозу ТКО, Вы вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов к мировому судье судебного участка №1 Варненского района.
При этом, до подачи заявления в суд гражданин (собственник мусора) обязан соблюсти претензионный порядок и получить ответ от ООО «ЦКС», иначе говоря – обратиться с соответствующим требованием (претензией) о перерасчете коммунальной услуги по вывозу ТКО к региональному оператору (ООО «ЦКС»), подробно изложив период перерасчета, причины, по которым выставление счетов на оплату услуги является незаконным.
Прокуратурой района ранее были подготовлены образцы претензии и искового заявления по вышеуказанной тематике, которые были направлены в администрации сельских поселений в целях последующего ознакомления заинтересованными лицами.
Кроме того, на официальном сайте администрации Варненского муниципального района в разделе «Новости прокуратуры» соответствующая информация с приложением файлов (претензии и искового заявления) также размещены в публикации от 01.09.2020.
Разъясняем, что ч.4 ст.24.7 Закона установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, а также оплачивать оказанные услуги Регионального оператора.
Обращаем внимание, что вышеуказанное не освобождает собственников ТКО от предусмотренной статьей 24.7 Закона обязанности проявить инициативу и заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз твердых бытовых отходов.