На долю поколения, которое сегодня учится в школе, выпадает принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учить!
Именно словами Ягодина Г.А. хочется начать эту статью.
21.12.2022 года в Управлении образования администрации Варненского муниципального района прошла итоговая муниципальная конференция «Чистые родники», на которую были приглашены педагогические работники общеобразовательных организаций и учащиеся. Те, кто принимал непосредственное очное участие в экологическом проекте.
Проект «Чистые родники» стартовал на уровне муниципалитета в 2016 году и был направлен на исследование природно-антропогенного ландшафта нашего района. В рамках плана мероприятий по реализации образовательного проекта «ТЕМП» в летний период 2016 года, а затем ежегодно до 2022 года, проходили экологические экспедиции, посвященные проблеме влияния антропогенного воздействия на окружающую природную среду в условиях функционирования ЗАО «Михеевский ГОК». Ежегодно обследовались окрестности села Катенино и участки долины реки Караталы-Аят.
В рамках реализации данного воспитательно-образовательного проекта четко просматривалось педагогическое партнёрство учителей естественнонаучных дисциплин школ района по реализации проблемного, краеведческого, экологического и концентрического подходов.
Проект, как коллективный межпредметный полевой практикум, реализовался на протяжении многих лет системно и успешно. Он послужил огромным потенциалом для социализации школьников, участников ежегодных экспедиций, становления их гражданской ответственности и активной жизненной позиции, так как в его основе технология «погружения» в условиях ближайшего природного окружения. В рамках реализации проекта ребят демонстрировали коммуникативные умения, презентуя полученные в ходе исследовательских работ результаты. Ну а непосредственное общение с природой участников экспедиций способствовало развитию наблюдательности, приобретению новых навыков научного эксперимента, пробуждению интереса к изучению и познанию конкретных экологических ситуаций, их анализу и попыткам решения проблем.
Проект «Чистые родники» экологической направленности функционировал с 2016 года по 2022 год на территории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Говорухина» с.Катенино Варненского района Челябинской области.
Организаторами деятельности лагеря выступили: управление образования Варненского муниципального района; районное методическое объединение учителей биологии; АО «Михеевский ГОК». Начальником лагеря на протяжении многих лет был Тропин А.А., бывший директор МОУ СОШ с.Катенино, на данный момент учитель географии.
К работе в проекте привлекались ребята, обучающиеся школ района 5 – 9 классов, каждый год не менее 45 человек.
Ежегодно в рамках проекта действовало несколько «лабораторий», каждая из которых проводила мониторинг состояния окружающей среды:
«Географическая лаборатория» провела работала над описанием и оценкой экологических ситуаций природно-антропогенных ландшафтов в окрестностях села Катенино (руководители Коренюгина Л.В., учитель географии, биологии МОУ СОШ № 1 с. Варны; Шепетко С,Г., учитель географии, биологии МОУ ООШ с. Александровка).
«Лаборатория водного биоценоза» исследовала экологическую структуру водного биоценоза и морфофизиологические особенности гидробионтов в связи с условиями их обитания, биоиндикацию экологического состояния водоёма реки Караталы-Аят близ села Катенино (руководители: Тропина Е.А., учитель биологии МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза И.И. Говорухина» с. Катенино; Шлыгина Е.В., учитель биологии МОУ СОШ с. Лейпциг, Баранникова И. М., учитель химии и технологии МОУ СОШ с. Лейпциг).
«Химическая лаборатория» исследовала качество воды в водохранилище и реке Караталы-Аят близ с. Катенино, а также геологические, биологические, химические особенности родника вблизи населенного пункта с. Катенино (руководители: Студеникина И.В., учитель химии и биологии МОУ СОШ п. Красный Октябрь; Студеникина Л.Ю., учитель химии и биологии МОУ СОШ №2 с. Варны).
«Лаборатория лесного биоценоза» определяла степень деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных пород (руководители: Стасенюк Н. А., учитель географии, ОБЖ МОУ СОШ п. Красный Октябрь; Чернова Н.Н., учитель биологии МОУ СОШ п. Новый Урал).
«Лаборатория почв» определяла степень влияния антропогенной нагрузки на почву и состав почвообитающих животных (руководитель: Карпочева О.А., учитель биологии МОУ «Гимназии им. К. Орфа» с. Варны).
«Лаборатория биоиндикации воздуха» исследовала степень загрязнения атмосферного воздуха по комплексным признакам сосны обыкновенной (руководитель: Назарова С.П., учитель биологии МОУ СОШ с. Толсты).
Ежегодно сопровождал экспедицию пресс-центр, который осуществлял сбор, обработку и выпуск информации о деятельности полевых лабораторий.
Экологический лагерь – экспедиция работал по программе, утвержденной организаторами. Первая половина дня – исследовательская деятельность на природных площадках лабораторий, вторая половина дня – учебная обработка результатов мониторинга, вечернее время – досуговые мероприятия.
Участникам проекта ежегодно предоставлялась возможность посетить экскурсию на предприятие «АО «Михеевский ГОК».
На протяжении всех лет целя и задачи деятельности лагеря были успешно реализованы: по созданию благоприятных условий для всестороннего развития школьников, так как они являлись активными участниками экологической экспедиции и проводили мониторинги исследуемой территории наблюдали за источниками антропогенного воздействия, за факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; они научились обрабатывать результаты и оценивать фактическое состояние природной среды, учились прогнозировать динамику природной среды под влиянием антропогенного воздействия и давать оценку прогнозируемого состояния природной среды.
Функционирование экологического лагеря – экспедиции стало полезной и занимательной формой организации познавательной деятельности школьников. Результаты исследований, полученные в рамках программы, помогли участникам лучше понять и закрепить основные темы научно – естественных дисциплин, познакомиться с объектами природы, привлечь внимание учащихся и жителей района к проблемам охраны окружающей среды от загрязнения, составить общую картину состояния биоценозов Варненского района. Показатель эффективности работы лагеря - экспедиции «Чистые родники» – участие школьников в различных исследовательских, экологических конкурсах, акциях, проектах муниципального и регионального уровней.
На итоговой конференции педагогам и учащимся от Управления образования были вручены дипломы и благодарности за работу, а также памятные сувениры.
А завершить статью хочется словами К. Симонова:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал».
Спасибо большое всем участникам проекта «Чистые родники», организаторам и педагогам!