Изменения в законодательстве призваны укрепить государственный земельный надзор

Изменения в законодательстве призваны укрепить государственный земельный надзор

 

С 1 августа 2011 года в силу вступил Федеральный закон от 18.07.2011 №242-ФЗ, который внес ряд изменений в отдельные законодательные акты РФ, регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Например, статья 71 Земельного кодекса РФ в редакции вышеуказанного Федерального закона носит название «Государственный земельный надзор». Законодатель заменил слово «контроль» на термин «надзор», тем самым разграничил данные понятия. Хотя в ряде статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) термины «контроль» и «надзор» употребляются как равнозначные.

Анализ учебной и научной юридической литературы позволяет выделить несколько различных точек зрения на проблему соотношения контроля и надзора. Одни ученые считают, что надзор есть разновидность контроля (так называемый суженный контроль), другие выделяют надзорную деятельность как самостоятельную, третьи вообще не разделяют контроль с надзором, рассматривая их как идентичные.

Думается, что данный шаг законодателя по замене одного термина на другой еще не раз будет обсуждаться в научной среде. Однако, не углубляясь в терминологию, следует отметить, что законом более четко сформулировано определение государственного земельного надзора. Теперь часть 1 статьи 71 Земельного кодекса звучит так: «Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности».

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Росреестр и его территориальные органы.

К сфере ведения Росреестра в соответствии с КоАП РФ относятся непосредственно земельные правонарушения и правонарушения, вытекающие из неисполнения обязанностей, предусмотренных законом или возложенных государственными инспекторами по использованию и охране земель. К земельным правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ, относятся:

ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности)

ч. 1 ст. 7.2 (уничтожение межевых знаков границ земельных участков)

 ст. 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка).

ст. 8.8 (в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом);

Следует отметить, с 1 июля 2011 года вступили в силу изменения в статью 8.8 КоАП РФ. Данная статья дополнена частью 1.1, устанавливающей административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Новая часть указанной статьи установила административное наказание виде штрафа, который налагается на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей, на должностных лиц – от 4000 до 6000 рублей, на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей.

Существенным изменением в законодательстве стало также дополнение КоАП РФ новой статьей 19.4.1, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверок или уклонение  от таких проверок. Если такое правонарушение допустят граждане, то размер штрафа для них составит от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, для юридических лиц – ль 5000 до 10 000 рублей. Согласно части 1 указанной статьи за действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере  от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб. А в соответствии с частью 2 предусматривается ответственность за повторное совершение административного правонарушения: размер штрафа для должностных лиц теперь составит от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года, для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

Государственный земельный надзор (госземнадзор) осуществляется Росреестром и его территориальными органами в форме проверок, проводимых в соответствии с планами (плановые проверки), а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Мероприятия по госземнадзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

В вышеназванный закон были внесены изменения: пункт 3 части 2 ст. 10 «Организация и проведение внеплановой проверки» дополнен новым основанием для проведения органом государственного надзора внеплановой проверки в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя. Этим основанием является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В большинстве случаев за совершение административных правонарушений, подведомственных Росреестру, налагается административное наказание в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, главный инспектор, вынесший постановление о назначении административного наказания, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания неоплаченной суммы штрафа.

В случае выявления факта неуплаты административного штрафа в течение установленного законом срока лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, составляет протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и передает его для рассмотрения в суд.

Федеральный закон от 18.07.2011 №226-ФЗ внес изменения в санкцию части 1 данной статьи. Теперь согласно абзацу второму части 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

По всем интересующим вопросам в сфере осуществления государственного земельного надзора просим обращаться в Варненский отдел Управления Росреестра по Челябинской области по адресу: с. Варна, ул. Советская, 94 и по телефону: 8 (351 42) 2 -18-97.

 

Варненский отдел Управления Росреестра по Челябинской области

Материал относится к разделу
Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района