В органах внутренних дел существует единый порядок приема, регистрации сообщений о преступлениях, происшествиях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности и принятия по ним решений.
Все сообщения граждан о преступлениях и происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также их полноты и формы предоставления, должны приниматься в любом ОВД круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.
Сообщение о преступлениях может быть подано письменно либо устно непосредственно сотруднику полиции, по телефону или иному виду связи.
При обращении с информацией о преступлении непосредственно в дежурную часть полиции сотрудник обязан незамедлительно принять у гражданина заявление, выдать подтверждающий документ – талон-уведомление, в котором отразить свои данные, а также дату и время принятия заявления.
Если гражданин сообщил о преступлении по телефону, то в этом случае сотрудник полиции обязан представиться, уточнить обстоятельства произошедшего, данные гражданина и незамедлительно направить на место происшествия сотрудников полиции.
Вне помещений ОВД сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники полиции.
Во всех случаях заявление о преступлении регистрируется в книге учета преступлений дежурной части с присвоением определенного порядкового номера, организуется проверка полученной информации.
При условии отсутствия в заявлении гражданина полных данных (фамилии, места жительства, контактного телефона) заявление считается анонимным. Но без внимания оно не останется и в обязательном порядке передаётся в соответствующее оперативное подразделение для проверки. Анонимные заявления, в которых содержатся сведения о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, регистрируются в книге учета преступлений дежурной части.
Заявления, сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства ОВД по почте, нарочным или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником ОВД в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
По результатам рассмотрения заявления или сообщения о преступлении, сотрудниками полиции в пределах своей компетенции в течение 3-х суток (в случае необходимости - максимум до 30-ти суток) принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности или по подсудности в суд по делам частного обвинения.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении; об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений: о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности; о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности; о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП; о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу; о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.
О принятом решении по заявлению, сообщению, зарегистрированному в КУСП, в обязательном порядке в течение 24-х часов информируется заявитель.
Обжаловать незаконные действия сотрудников полиции можно руководству ОВД по телефону или лично. При непринятии соответствующих мер в территориальных ОВД, либо несогласии с принятым решением, гражданин может сообщить об этом руководству ГУ МВД. Соответствующий график приема граждан руководящим составом областного полицейского Главка размещен на сайте ГУ МВД России по Челябинской области.
Заместитель начальника отдела – начальник полиции
ОМВД России по Варненскому району
подполковник полиции А.А.Рябоконь