В газете Северного флота «На страже Заполярья» вышел материал «Убер по-херсонски» об участнике СВО, военнослужащем из Челябинска с позывным Петруха.
На херсонском направлении наши подразделения и подразделения противника разделяет огромное и опасное препятствие – река Днепр. В её дельте раскидано множество островов разных размеров, но все они имеют огромную стратегическую значимость как для нас, так и для ВСУ, поэтому борьба за них не прекращается ни на минуту. Единственный возможный способ до них добраться – моторная лодка. Капитаном одного такого «речного такси» является боец штурмового отряда арктической мотострелковой бригады с позывным Петруха.
Будущий защитник Родины родился в Челябинске в семье рабочих. С самого детства парень профессионально занимался тяжёлой атлетикой и дорос до кандидата в мастера спорта. Будучи уже подростком, Петруха научился обращаться с водным транспортом.
«В деревне у меня была надувная моторная лодка, на которой я часто рыбачил. Именно тогда научился правильно держать руль, а также устранять мелкие поломки в моторе», – рассказывает боец.
После школы Петруха поступил в ПТУ на специальность водителя и после учёбы работал около десяти лет по профессии.
В 2023 году события в зоне проведения специальной военной операции не оставили для Петрухи сомнений в необходимости встать на защиту интересов страны, и он решил подписать контракт. По распределению попал в штурмовой отряд к арктическим мотострелкам.
«Друзья и близкие отнеслись к моему решению по-разному. Одни поддержали меня, а другие, напротив, посчитали, что это неоправданный риск. Я считаю, что всё сделал правильно», – вспоминает штурмовик.
До того, как попасть на херсонское направление, Петруха участвовал в боях вблизи Антоновского моста.
«Ярких моментов боевой работы так много, что они уже стали обыденностью. В основном поступали задачи по доставке штурмовиков на острова, а также эвакуации раненых и убитых. Я относился к числу опытных, и зоной моей ответственности были самые сложные дальние посты. На такие задачи обычно выходили по два или три катера - один основной и два отвлекающих. Первый работал по предназначению, а второй с третьим были нужны для его подстраховки в случае уничтожения или поломки», - объясняет боец.
Обычно противник работает по нашим лодкам со своего берега, однако бывали случаи, когда ВСУ отправляли навстречу нашим отрядам свои бронекатера.
«Ночью на лодки они устанавливают тяжёлый пулемёт типа «Корд», а днём меняют его на АГС. Оба оружия способны легко нанести нашей лодке сильный ущерб», - говорит военнослужащий.
Вода – это открытое пространство, и тут нельзя укрыться за деревом или глубоко зарыться, как это делается на суше. Петруха не понаслышке знает основные приёмы, которые помогают держаться на плаву как можно дольше.
«Главное и самое важное правило – всегда слушать своего навигатора. Это очень опытный боец, знающий маршруты и заминированные места. Он ведёт лодку вслепую, по офлайн-картам, и держит связь с берегом, ведь в основном все выходы на воду делаются ночью, а в случае самого благоприятного для нас расклада – в дождь или туман. Именно эти погодные условия позволяют лодочникам работать с меньшими рисками. Второе, но не менее важное правило – ни в коем случае не паниковать. Что бы ни случилось, на воде ты должен быть спокоен, иначе «проход на дно» тебе обеспечен. Как-то на одном из выходов у меня выбило руль, и лодка могла поворачивать лишь в одну сторону. Я принял решение и посадил штурмана на своё место, а сам вручную поворачивал двигатель», – говорит Петруха.
Бронекатера и мины – далеко не единственные враги речного десанта. С неба зачастую на экипажи лодок падают не менее неприятные «сюрпризы», рассуждает боец: «Помню, производили замену бойцов на одном из островов. Над ними висела «баба-яга», о которой они нам почему-то не сказали. Как только она заметила нашу лодку, то сразу попыталась атаковать. Снаряд, сброшенный с неё, упал в паре метров от носа нашей лодки, где в тот момент находились боеприпасы. Промедли я на долю секунды и не сдай назад – был бы уже не жилец».
Все орудия противника на правом берегу Днепра отлично пристреляны и способны в один момент поразить незащищённую лодку. На памяти Петрухи есть не один случай, когда в его судно всё-таки попадали.
«В ходе одного из выездов укронацистам всё-таки удалось сделать пробоину в лодке из стрелкового оружия и нанести ей несерьёзный ущерб. В корпус катера и двигатель прилетело несколько пуль, после чего мы почувствовали в темноте, как по ногам бежит вода. Дырку заткнули обычной шапкой, а мне пришлось включить помпу для откачки воды. До берега все добрались в целости и сохранности», – делится воспоминаниями боец.
Доставка и возвращение с островов – далеко не вся работа Петрухи. Несколько раз он вместе со своим штурманом оказывал помощь менее удачливым товарищам, оказавшимся на воде.
«В основном я работал на «Русботах» и «Амурах», которые, как правило, вмещали семь человек – меня, штурмана и 5 человек десанта с экипировкой и боеприпасами. Однажды нам пришлось забирать соседей, которые зацепили дном якорную мину, которую хорошо видно только днём. Если налететь на такую ловушку – лодку моментально разорвёт пополам. Нам повезло, что над Днепром в тот момент висел туман, и мы смогли подойти и вытащить из передряги ребят, которые, к счастью, были живы, хоть и сильно контужены. До них был экипаж, который попал на такую мину двигателем. Штурмана и водителя сильно оглушило, и они не смогли спастись», – с горечью вспоминает штурмовик.
Работа бойца-лодочника – одна из самых трудных и имеет множество тонкостей. Петруха делится своими секретами с теми, кому только предстоит взять в руки штурвал: «Острый слух – вещь, которая способна спасти тебе жизнь. Зачастую приближение дрона можно услышать и сбить его до того, как он начнёт скидывать на тебя снаряды. Ну и во главе всего стоит смелость, ведь ты отвечаешь не только за себя, но и за десант, который везёшь. Нужно понимать, что, кроме тебя, на помощь ребятам, которые находятся на островах или потерпели бедствие на воде, никто не придёт».