Мавзолей Кесене («Башня Тамерлана») — исторический памятник XIV века, расположенный в Варненском районе Челябинской области, в 3 километрах к востоку от села Варна на берегу заросшего озера Большое Кесене.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.70 года взят под охрану государства как памятник республиканского значения. Находится в 3,5 км от ст. Тамерлан ЮУЖД у озера Большое Кесене.
Много легенд существует об этом сооружении. Ряд преданий связывают его с именем Тамерлана. Наиболее достоверным названием следует считать начальное наименование мавзолей «Кесене», что в переводе с тюркских языков означает «Надгробный дом», «Дворец усопших».
ЛЕГЕНДА О БАШНЕ ТАМЕРЛАНА
Монгольский полководец Тимур Тамерлан в конце XIV столетия обосновался в Самарканде. В то время он вел ожесточенные войны с остатками Золотой Орды. В одном из сражений с татарским ханом Тыхтамышем, Тамерлан разбил своего противника и пленил его сына. Пленник был необычайно смелым и храбрым джигитом. Кроме того, он отличался удивительной красотой. Доставленный в стан Тамерлана сын татарского хана, по обычаю того времени, был закован с цепь и посажен в глубокую яму. О пленном красавце узнала дочь Тамерлана. Она захотела увидеть пленника. Когда наступила ночь, она тихо приблизилась к яме. Увидев, она влюбилась в него. Воспользовавшись отъездом отца, подкупив стражу, влюбленные покинули стан Тамерлана, но вот перед всадниками показалась стена леса и они увидели перед собой голубое и тихое озеро.
Девушка помогла юноше, скованному цепями, сойти с коня. Помогла расковать цепи. Здесь они разбили шалаш и стали жить. Видя, что девушка грустит, юноша сказал: «Напиши письмо и я поеду к стану Тамерлана, заброшу со стрелой ему письмо».
- «Тебя могут схватить. Давай лучше я выпущу голубя с запиской, он полетит к шатру, там птицу поймают, прочтут письмо, и, отец не будет грустить».
Получив весть от дочери, отец был обрадован и взбешен. Тамерлан послал сотню лучших джигитов искать дочь.
На заре юноша отправлялся на охоту, приносил дичь, рыбу, ягоды. Однажды, возвращаясь из степи, юноша торопливо спрыгнул с коня: «Я слышу стук копыт» - бросил он тревожно.
А земля уже дрожала под копытами коней. Всадники Тимура приближались к Большому Кесене, со свистом рассекая воздух, опустилась пудовая палица на головы всадников. Воины бежали с поля боя, спасая себе жизнь и взывая о помощи.
Помощь пришла, еще сто воинов неслись на юношу. Но эти уже не пошли в бой, сломя голову, они остановились у леса и «сыпали» стрелами.
«Отдай нам дочь царя, и мы оставим тебя в покое» - кричали они, не трогаясь с места.
Снова началась битва и всадники Тамерлана падали на мокрую от крови землю. Совсем уже мало осталось воинов, но тут юноша увидел, что к нему несется, сгорая от ярости, Тамерлан. Что подумал в это мгновение юноша? Нет, не стремится сойтись в поединке с самим царем, не захотел стать убийцей отца своей жены и повернул коня.
Юноша прискакал к жене, она все поняла, схватила его за руку, и они побежали к озеру Большое Кесене. У воды они остановились на одну секунду. Прошло мгновение, и вода скрыла их. Потрясенный горем Тамерлан приказал построить на этом месте башню-мавзолей. Но по всей округе не было ни песка, ни камня, одни голые степи, да буйные леса.
По преданию, недалеко от города Троицка, на руке УЙ, нашли глину из которой стали делать кирпичи, глину месили на верблюжьем молоке и яйцах диких птиц.
И с того места, где делали кирпичи, Тамерлан цепочкой выстроил рабов и воинов, и они, из рук в руки, передавали кирпичи.
Таким образом, как гласит легенда, была построена Башня Тамерлана.
Комплекс Кесене состоит из кирпичного мавзолея, высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. 20 лет назад вокруг башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это древний некрополь эпохи раннего железного века, а башня Тамерлана построена гораздо позже. Возможно, красивые легенды к Тамерлану никакого отношения не имеют, но строение в степи действительно является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением. Мавзолей воздвигнут из кирпича, в состав которого входили красная глина, яйца диких птиц и верблюжье молоко (по одной из версий – козье). Считалось, что так кирпичи будут прочнее. Предполагают, что их делали возле реки Уй – в районе нынешнего Троицка – и по цепочке передавали воинами до самой башни. Новые кирпичи тоже обжигали по древней технологии, только без верблюжьего молока. Памятнику присвоен статус республиканского и дано название – мавзолей Кесене. Вокруг мавзолея болото, и подъехать к нему можно только по грунтовке, отходящей от трассы на село Новопокровское. К входу ведёт тропинка из крупных булыжников.
Мавзолей прямоугольный в плане, с орнаментированным сильно выраженным пештаком над главным входом, 12-ти граненым куполом и циркульным сводом. Его размеры в плане 12,30 х 9,40 метров. Высота сооружения 17 метров. Площадь вокруг мавзолея размером 57,0 х 72,0 метров была обнесена валом и рвом. На территории и за ее пределами располагаются насыпи курганов эпохи бронзы, раннего железного века, а также средневековые «мазарки» (надмогильные холмики).
Точной информации о происхождении сооружения нет. Первый, кто описал мавзолей, капитан П.И. Рычков, выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. И возможно, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа…
Этнограф Р.Г. Игнатьев уже сто лет спустя после Рычкова констатировал, что киргизы-кочевники и язычники – почитают башню храмом неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.[2]
В 1889 профессором Э.Ю.Петри внутри мавзолея были произведены раскопки склепа. Обнаружено женское погребение в лубке, перекрытое досками. В погребении найдены остатки шелковой ткани, два золотых перстня с арабесками и две серьги в виде знака вопроса. Подобные серьги имеют широкое распространение среди украшений кочевников и лесостепного нас. Начиная с XIV в. Данный тип шатровых мавзолеев весьма характере для архитектуры школы Хорезма и Хорасана. Традиция портальных мавзолеев зародилась в середины XIV в. и просуществовала вплоть до XIX в. Наиболее близкими аналогиями мавзолея К. являются мавзолеи Маджара (Сев. Кавказ), Ирки-баба (Туркменистан), Бэндэбике (Башк.).
Сооружение было сильно повреждено временем. Архитектором Семеновым М.Г. был выполнен проект реставрации памятника. Реставрация осуществлялась хозрасчетным специализированным ремонтно-реставрационным участком Управления культуры Челябинского облисполкома в летние периоды 1981-1983 гг. К 1983 году реставрационные работы завершены, и оно выглядит как новенькое. Старые кирпичи обложили новыми. В мавзолей можно войти через ажурную решетчатую дверь. Внутри здания – одна большая, скупо освещенная комната с каменным полом. Отреставрированный памятник принят государственной комиссией 5 ноября 1983 года.